Мировой рынок no-code- и low-code-технологий разработки с «низким кодом», то есть с помощью интуитивно понятных графических инструментов и встроенных функций, которые не требуют глубоких знаний в программировании, может вырасти в 8 раз к 2030 году и достичь 77,5 млрд долларов. Рассмотрим, как внедрение таких платформ-конструкторов может ускорить запуск продукта и тестирование бизнес-гипотез.
No-code и low-code — это технологии создания веб-сайтов, приложений и других видов ПО без навыков программирования кода или с минимальными навыками программирования. Они автоматизируют процесс и помогают в разы сократить время на разработку.
Платформы no-code и low-code имеют доступный интерфейс, а каждый элемент для визуализации уже написан. Пользователь просто выбирает нужные ему блоки — текст, графические элементы, картинки, различные онлайн-формы и размещает их на странице.
Платформы no-code и low-code различаются по уровню использования ручного программирования.
Технология no-code, или zero-code, совсем не использует программирования. Основа механизма — функция drag-and-drop, то есть перемещение готовых блоков из библиотеки платформы. Доработать блоки обычно не возможно. С помощью этих платформ можно сделать типовой сайт или даже мобильное приложение можно без навыков кодирования.
Способ разработки low-code, то есть «минимум кода», тоже основан на наборе готовых элементов, но даёт возможность доработать код продукта. Для этого есть скрипты с автономными программными алгоритмами. Взяв такую платформу за основу, разработчик может быстро создать кастомизированный продукт.
Например, no-code подойдёт для запуска интернет-магазина косметики. Можно выбрать карточки товара, форму заказа и интегрировать платёжную систему. А вот для разработки сайта по подбору недвижимости нужен low-code, так как потребуется встроить калькулятор для расчёта ипотечных выплат.
Для решений под бизнес-процессы компаний также нужны сервисы low-code, которые, в отличие от платформ no-code, могут предусматривать интеграцию с CRM-системами, например, для контроля документооборота, потока заявок и товаров, а также с традиционными legacy-системами (англ. унаследованные системы, или устаревшие методы и технологии).
Платформы разработки no-code и low-code подходят для создания разнообразных цифровых продуктов — от простых сайтов и веб-приложений до сложных сервисов, например CRM-систем.
Сервисы no-code и low-code пригодятся для широкого спектра бизнес-задач:
Коробочное решение будет полезно как на старте проекта, так и при его развитии — для быстрого и дешёвого тестирования маркетинговых, продуктовых и иных концепций.
Рассмотрим сильные и слабые стороны обеих платформ.
Плюсы
Минусы
При разработке продукта с помощью low-code потребуются базовые знания кодирования. К тому же у разных платформ могут быть технические особенности. Необходимо предусмотреть хотя бы короткое обучение сотрудников, которые будут основными разработчиками продукта. Это минимизирует количество ошибок и ускорит работы. Срок обучения на таких курсах — в среднем 3–4 недели.
Для работы с no-code будет достаточно уровня уверенного пользователя ПК. Однако разработчик должен уметь понимать потребности заказчика, выстраивать логический путь от общей идеи до готового продукта.
При использовании low-code, когда есть потребность в кодировании, нужны специальные знания. Рассмотрим основные из них:
работа с архитектурой платформы: нужно понимать механику взаимодействия между подсистемами, элементами и т. д.;
базовые навыки программирования, прежде всего — владение языком SQL — structured query language, язык запросов (пишет Habr);
знание принципа работ ETL-систем (extract, transform, load, объединение баз данных в одно целое).