Что такое low-code и no-code: в чём преимущества этих технологий

Что такое low-code и no-code: в чём преимущества этих технологий

Мировой рынок no-code- и low-code-технологий разработки с «низким кодом», то есть с помощью интуитивно понятных графических инструментов и встроенных функций, которые не требуют глубоких знаний в программировании, может вырасти в 8 раз к 2030 году и достичь 77,5 млрд долларов. Рассмотрим, как внедрение таких платформ-конструкторов может ускорить запуск продукта и тестирование бизнес-гипотез.

Что такое no-code и low-code

No-code и low-code — это технологии создания веб-сайтов, приложений и других видов ПО без навыков программирования кода или с минимальными навыками программирования. Они автоматизируют процесс и помогают в разы сократить время на разработку. 

Платформы no-code и low-code имеют доступный интерфейс, а каждый элемент для визуализации уже написан. Пользователь просто выбирает нужные ему блоки — текст, графические элементы, картинки, различные онлайн-формы и размещает их на странице.

Чем отличаются no-code и low-code 

Платформы no-code и low-code различаются по уровню использования ручного программирования.

Технология no-code, или zero-code, совсем не использует программирования. Основа механизма — функция drag-and-drop, то есть перемещение готовых блоков из библиотеки платформы. Доработать блоки обычно не возможно. С помощью этих платформ можно сделать типовой сайт или даже мобильное приложение можно без навыков кодирования.

Способ разработки low-code, то есть «минимум кода», тоже основан на наборе готовых элементов, но даёт возможность доработать код продукта. Для этого есть скрипты с автономными программными алгоритмами. Взяв такую платформу за основу, разработчик может быстро создать кастомизированный продукт.

Например, no-code подойдёт для запуска интернет-магазина косметики. Можно выбрать карточки товара, форму заказа и интегрировать платёжную систему. А вот для разработки сайта по подбору недвижимости нужен low-code, так как потребуется встроить калькулятор для расчёта ипотечных выплат. 

Для решений под бизнес-процессы компаний также нужны сервисы low-code, которые, в отличие от платформ no-code, могут предусматривать интеграцию с CRM-системами, например, для контроля документооборота, потока заявок и товаров, а также с традиционными legacy-системами (англ. унаследованные системы, или устаревшие методы и технологии).

Бизнес-задачи, которые решат технологии no-code и low-code

Платформы разработки no-code и low-code подходят для создания разнообразных цифровых продуктов — от простых сайтов и веб-приложений до сложных сервисов, например CRM-систем.

Сервисы no-code и low-code пригодятся для широкого спектра бизнес-задач:

  • быстрое тестирование бизнес-гипотез; 
  • разработка типовых продуктов;
  • запуск MVP (англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) — облегчённой версии сервиса или прототипа;
  • оперативный запуск или модификация услуг.

Коробочное решение будет полезно как на старте проекта, так и при его развитии — для быстрого и дешёвого тестирования маркетинговых, продуктовых и иных концепций.

Плюсы и минусы low-code и no-code

Рассмотрим сильные и слабые стороны обеих платформ.

Плюсы

  1. Ценовая доступность. Основные статьи расходов — оплата труда и хостинг. Учитывая, что для разработки требуется меньше трудозатрат, то их стоимость значительно ниже, чем в случае «классического» программирования.
  2. Высокая скорость. Сервисы исключают из цикла разработки ряд этапов (например, разработку архитектуры, прототипов, анализ UX), так как они уже реализованы. C использованием низкого кода продукт можно создать за несколько дней, более сложный — за 2–3 недели, тогда как при создании с нуля потребуется несколько месяцев. И даже если пилот не «взлетит», можно без потерь перейти к тестированию новой идеи. 
  3. Нужно минимум специализированных знаний. В разработке многих продуктов могут принимать участие маркетологи, сотрудники отдела продаж и другие специалисты без навыков программирования. 
  4. Безопасность. Так как используются типовые решения, новые сайты или другие продукты будут иметь минимум зон потенциальной опасности. К тому же обновления безопасности большей части сервисов no-code и low-code автоматически применяются ко всем клиентам. 

Минусы

  1. Зависимость от платформы. Провайдер обычно предоставляет и конструктор, и хостинг на своих серверах, поэтому работоспособность разработки полностью зависит от него. Необходимо также учитывать, что может измениться функционал платформы и расценки.
  2. Ограничения в технических возможностях и масштабирование. Возможности платформы могут быть ограничены по функционалу, объёму хранения данных или числу пользователей. Даже если на старте работы это не будет проблемой, то по мере развития такие ограничения грозят стать критичными. Может потребоваться перенос продукта на другую платформу. А значит, придётся приостановить работу сайта, приложения или другого проекта.

Может потребоваться обучение

При разработке продукта с помощью low-code потребуются базовые знания кодирования. К тому же у разных платформ могут быть технические особенности. Необходимо предусмотреть хотя бы короткое обучение сотрудников, которые будут основными разработчиками продукта. Это минимизирует количество ошибок и ускорит работы. Срок обучения на таких курсах — в среднем 3–4 недели.

Какие навыки потребуются разработчику

Для работы с no-code будет достаточно уровня уверенного пользователя ПК. Однако разработчик должен уметь понимать потребности заказчика, выстраивать логический путь от общей идеи до готового продукта.

При использовании low-code, когда есть потребность в кодировании, нужны специальные знания. Рассмотрим основные из них: 

работа с архитектурой платформы: нужно понимать механику взаимодействия между подсистемами, элементами и т. д.;
базовые навыки программирования, прежде всего — владение языком SQL — structured query language, язык запросов (пишет Habr);
знание принципа работ ETL-систем (extract, transform, load, объединение баз данных в одно целое).

Возврат к списку